21 октября 2020
Сервитут, установленный в отношении чужого земельного участка, дает право его ограниченного использования. Сервитут устанавливается по соглашению граждан, а если договориться не получается, то через суд.
Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд.
Как правило, сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции или эксплуатации линейных объектов. При этом установление сервитута не должно препятствовать использованию земельного участка, в отношении которого он установлен, в соответствии с его разрешенным использованием.
Установления сервитута вправе требовать не только собственник земельного участка, но и лицо, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (п. п. 1, 4 ст. 274 ГК РФ).
Обратите внимание: арендатор земельного участка не вправе требовать установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. Без государственной регистрации сервитут считается неустановленным.
Если достичь соглашения об установлении сервитута и определить его условия не получается, надо обращаться в суд (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
К исковому заявлению об установлении сервитута следует приложить доказательства обращения к собственнику соседнего земельного участка с предложением об установлении сервитута.
В исковом заявлении необходимо указать условия сервитута, срок, цели его установления, а также привести доказательства того, что ваши нужды не могут быть обеспечены без установления сервитута. В иске также надо указать срок, на который устанавливается сервитут, или написать, что он должен быть бессрочным (постоянным).
Иск об установлении сервитута подается в районный суд по месту нахождения земельного участка. Размер госпошлины за подачу иска составляет 300 руб.
К исковому заявлению следует приложить:
- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, выписку из ЕГРН;
- заключение кадастрового инженера, оценку соразмерной платы за установление сервитута;
- доказательства обращения к собственнику соседнего участка;
- доказательства отказа собственника соседнего земельного участка установить сервитут;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- копии искового заявления по количеству участвующих в деле лиц.
Сервитут устанавливается только в случае, если отсутствует иная возможность для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается сервитут, и при условии, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению.
См.: пункты 7, 8 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.
Если решение суда будет положительным, оно послужит основанием для государственной регистрации сервитута.
Сервитут вступает в силу только после его государственной регистрации в ЕГРН. Если сервитут не зарегистрировать в территориальном органе Росреестра и не получить подтверждение такой регистрации, сервитут нельзя считать установленным.
С целью государственной регистрации сервитута надо обратиться в подразделение Росреестра и представить следующие документы:
- заявление о государственной регистрации сервитута;
- паспорт;
- решение суда об установлении сервитута, заверенное печатью суда и с отметкой о вступлении в законную силу.
За государственную регистрацию сервитута необходимо уплатить госпошлину.
Результатом регистрации сервитута является получение выписки из ЕГРН с соответствующей отметкой (ч. 1 ст. 28 Закона о государственной регистрации).
Как отмечалось выше, сервитут может быть публичным.
Публичный сервитут устанавливается законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. Публичный сервитут устанавливается с целью обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. При помощи установления публичного сервитута решается задача, связанная с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного занятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может устанавливаться для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя;
- проведения на участке дренажных работ;
- прогона через участок сельскохозяйственных животных.
Земельный участок также может быть обременен публичным сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для проведения исследовательских, изыскательских и других работ, для охоты и рыболовства, аквакультуры (рыбоводства). Кроме этого, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут, так же как и частный, подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН.
Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в случае, если установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Сервитут может быть срочным и постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный - без указания срока. Данное правило относится и к частным, и к публичным сервитутам.
Плата различается в зависимости от вида сервитута.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, имеет право требовать соразмерной платы от лиц, в интересах которых был установлен сервитут. Размер соразмерной платы, а также порядок ее внесения определяются условиями соглашения с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Если соглашения достигнуть не удается, плата за земельный сервитут определяется решением суда, на основании которого он устанавливается.
При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые своим актом установили сервитут. Плату за установление публичного сервитута можно требовать только в случае, если его установление существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке, в том числе путем назначения соответствующей экспертизы.
См.: пункт 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок.
Автор: Жмурко С.Е. «Земельный участок и постройки: особенности владения, пользования и распоряжения»